Что такое франшиза?

franshiza biznes

Франшиза


В практике предпринимательской деятельности существует прекрасная возможность, когда бизнес можно организовать с минимальными «заморочками». Такая возможность называется открытие бизнес через франшизу. Франшиза это своего рода лицензия, которая предоставляет право бизнесмену использовать для своего бизнеса уже зарекомендовавшую себя на рынке торговую марку известной крупной компании и соответственно реализовывать под эгидой этой марки какие либо товары или услуги. Обладатель франшизы за такую возможность в свою очередь оплачивает стоимости этой лицензии. Обычно условия приобретения франшизы строятся на одноразовом взносе за приобретаемую лицензию и в дальнейшем ежемесячные платежи за ее использование.

Виды франшизы

Продажа товаров под торговой маркой компании

Франшизы разделяют на три основных вида. В том случае, когда бизнес сориентирован на реализацию уже готового товара, то обладатель лицензии оплачивает ее стоимость, за возможность продавать товары под торговой маркой компании. Такие товары обладатель франшизы приобретает у компании выдавшей ему лицензию и затем их перепродает. В качестве примера на такой вид франшизы можно привести бизнес по продаже автомобилей или бизнес по продаже нефтепродуктов (бензоколонка).

Изготовление товара под маркой известного бренда

 

Другой вид франшизы сориентирован на производство, то есть когда бизнесмен, приобретая франшизу, тем самым приобретает и возможность изготавливать продукцию под торговой маркой крупной известной компании. Сырье и комплектующие изделия для своего производства он приобретает у компании, которая ему выдала лицензию (франшизу). В качестве примеров этого вида франшизы, например, может быть бизнес по производству безалкогольных напитков.

Лицензия на какой то определенный вид деятельности

 

И, наконец, третий вид франшизы. Это лицензия на какой то определенный вид деятельности. Это значит, что бизнесмен приобретает право на ведение дела под маркой крупной компании. Примером такого вида франшизы служит организация сети заведений быстрого питания.

Какие полезные свойства франшизы?

Зададимся вопросом, почему приобретение франшизы вызывает высокий интерес у предпринимателей?

Приобретение франшизы имеет несколько преимуществ:

— Открывая бизнес с использованием франшизы, предприниматель строит свое предприятие изначально на прочной репутационной основе.

— Ведя бизнес с использованием франшизы, предприниматель с первых своих шагов идет сразу уже по проверенному успешному пути.

— В выигрыше оказывается потребитель, так как он получает возможность получать товары или услуги без перебоев.

Основную выгоду от франшизы, конечно, имеет компания ее выдающая, так как такой способ увеличивает распространение ее бизнеса в прогрессии с минимальными усилиями и для этого нет необходимости компании делать свои собственные капиталовложения. Продав франшизу, компания получает регулярную прибыль, причем для ее производства используется капитал покупателя франшизы.

Стоимость франшизы

Тем ни менее приобретение франшизы несет и серьезные выгоды и ее держателю. Бизнесмен купивший франшизу известного бренда сводит риски своего бизнеса до минимума. Узнаваемость такого бизнеса, благодаря проверенной торговой марке, стремительная. Например, купив франшизу на «Макдональдс» нет нужды дополнительно рекламировать свое заведение, узнаваемость этой торговой марки 100%.

Стоимость франшизы зависит от многих факторов и может быть разной, от десятков тысяч до миллионов долларов. Компании, которые выдают франшизу, на начальном этапе отсеивают бизнес предложения с недостаточным капиталом, поэтому, как правило, франшиза попадает в нужные руки.

Вместе с тем, компания, выдающая франшизу проводит и бизнес консультирование по ведению дела, снабжает дополнительной необходимой информацией по методике управления такого бизнеса. Многие компании в дополнение ко всему также оказывают и рекламную поддержку держателю франшизы, а также помощь по налоговой оптимизации бизнеса и другие виды решения возникающих проблем.

Недостатки франшизы

Но, как и в любом бизнесе, так и во франшизе, не бывает только положительных сторон, есть и недостатки.

Выше уже сказали, что франшизу, как способ организации бизнеса, отличает много позитивных сторон, но однозначно назвать франшизу приемлемой для всех нельзя. В первую очередь, это связано с тем, что покупка франшизы не самое дешевое удовольствие и в общем вложении в бизнес ее удельная стоимость может доходить до 40%. Не всегда старт бизнеса основанного на франшизе автоматически означает и высокие прибыли.

Одним из камней преткновения во всей этой истории под названием «франшиза» для многих бизнесменов становится необходимость ежемесячной платы за лицензию. Диапазон такой платы достаточно широк и может колебаться вплоть до очень ощутимых размеров от прибыли предприятия.

Также негативной стороной франшизы является то, что на потенциального правообладателя она накладывает целый ряд жестких правил и тем самым ограничивает его свободу. Компания-продавец покупателю франшизы диктует выполнение условий в обязательном порядке вплоть до таких мелочей, как вид и форма одежды сотрудников предприятия. Приобретать товары необходимо только у продавца франшизы, в противном случае лицензия может быть аннулирована. И последнее негативное свойство франшизы заключается в том, что компания продавец лицензии может принимать различные серьезные решения, не беря во внимание мнение покупателя франшизы.

Видео: как заработать на франшизе

 

ТОП франшиз 2018 года

Инвестиции 5 — 25 млн руб.

Инвестиции 1 — 5 млн руб.

Инвестиции до 1 млн руб.